Проект Giorgio –цикл «Запах женщины» #6 Оксана Ференчук



О том, что кроме нот объединяет музыку и парфюмерию, как запах блинов может заменить будильник и почему в йога-ретрите важно оставаться наедине с собой – певица и музыкант Оксана Ференчук вдохновенно рассказала Георгию Давыдову.

Мадам Роша принадлежит фраза «Духи – это музыка тела» (Le parfume est la musique du corps). Вы согласны с ней как музыкант?

Ароматы – материя, которая действует на более глубоком уровне, чем телесный. Они связаны с эмоциями, вызывают как негативные, так и восторженные чувства. У меня множество хороших, даже ностальгических эмоций, связанных с ароматами, родом из детства. Сейчас большой город стирает монозапахи, превращает их в одно большое ароматное облако. В детстве было иначе.

Вы большое внимание уделяете воспитанию дочки искусством. А если перенестись в мир парфюмерии, с какого возраста детей можно приучать к культуре пользования косметикой и парфюмерией? Есть ли у вашей дочки Мишель любимые ароматы уже сейчас?

Самый важный пример для ребенка – мама. Если у мамы все в порядке со вкусом, и она может рассказать с интересом об этой стороне жизни, можно не волноваться. У Мишель бывают периоды, когда хочется поэкспериментировать, ей любопытно посмотреть, как я отреагирую на ее опыты. Например, у нее есть аромат, понятия не имею, откуда он, но когда она его разбрызгивает, в комнате решительно невозможно находиться! И с косметикой та же история. Интересно, что у нас троих (я имею в виду маму, дочку и себя), есть один любимый аромат на троих – Bonpoint. Это единственный аромат, который создала для этого бренда парфюмер Анник Гуталь. Не могу описать его ноты, но он очень материнский, идеально подходящий для мамы и ребенка. Парфюм быстро выветривается, но мы с ним долгое время, иногда к нему возвращаемся, потом снова забываем. Вообще, чем дольше будет сохраняться естественная, природная детская красота, тем лучше. Я сама за естественную красоту. Даже сегодня я без макияжа, мы с Мишель собираемся в бассейн.

Вы и без макияжа прекрасны. Все героини нашего проекта – красивые и интересные. И чем больше я общаюсь с людьми, в рамках проекта «Запах женщины» и за его пределами, тем отчетливее понимаю, что иду по правильному пути. Я с детства полагался на свою обонятельную систему больше чем на другие чувства.

Мишель тоже все пробует на запах: сумки, туфли, книги, бирки, все! В этом что-то есть, первобытное.

Задумайтесь, возможно в будущем она захочет стать парфюмером. Люди, у которых очень развито обоняние, большая редкость. Это ценится в мире, где все искусственное. Способность опознать простые естественные запахи. У вас есть любимый аромат?

Boise Fruite Montale, «Фруктовый лес».

Попробуйте пофантазировать и перенести его в плоскость музыкальных произведений.

С одной стороны, он очень музыкальный в плане простоты. Сразу слышатся ноты фруктов, смешанных с древесиной. Его оборотная сторона для меня очень дикая. Пожалуй, могу сравнить этот аромат с моим произведением. Песня про птицу, которая что-то возвещает. Она красивая, но может унести тебя куда-то, где тебе не очень понравится.

Есть любимое музыкальное произведение, которое можно переложить на аромат?

У меня очень много любимых, я слушаю много музыки, не только джазовой, но и современной, классической. И все же я выберу Иоганна Себастьяна Баха. Его минорную хоральную прелюдию можно сравнить с устойчивым, неизбежным, ровным мужским ароматом. С загадочной нотой, как будто вот-вот что-то произойдет, но не происходит. Он не разовьется никуда, все будто вращается вокруг него. И несмотря на фатальность происходящего, наступает мажор!

Вам бы понравился этот аромат по мотивам Баха?

Да, мне нравится, когда запах сохраняется в определенном виде. Потому что когда он раскроется по-другому, настроение может не совпасть.

В этом смысле моноароматы показательны, вроде Demeter. Их ароматы таковы, что за 15 минут они набирают всю силу и объем, раскрываются и сохраняются на коже в таком виде. Оксана, а какой запах вас бодрит?

Запах блинов. Я сразу вспоминаю, как бабушка их готовила. Утро в деревне, не хочется вставать. И когда идет запах свежеиспеченных блинов, понимаешь, что жизнь уже идет полным ходом, а ты спишь.

Это очень русский запах!

Да, и сейчас я вспомнила, как у дедушки в деревенском хозяйстве подготавливала корм для животных. Это смесь злаковых, но его необходимо было смешать с водой. Во-первых, это тактильные ощущения невероятные, а во-вторых, запах размоченной пшеницы чудесный. А запах поля, цветения, трав! Кто-то должен обязательно взяться за создание этого аромата.



Я знаю такого парфюмера. Пока можем довольствоваться ароматом сена. Помню, как по дороге в Старочеркасск мы с семьей остановились, чтобы сделать пару снимков у стога с сеном. Я понял, что мне очень знаком этот запах, тогда я соотнес запах сена с ароматом, который пробовал незадолго до этого дорожного приключения.

Сейчас вспомнила про запах ванили. У мамы была книга рецептов, такая домашняя кулинарная книга, с листами, исписанными от руки, промасленными страницами. Если открыть эту книгу, такой запах ванили отчетливый, уж не знаю почему.

Это все гурманские ароматы. Блины, ваниль, пшеница…

А море мне всегда пахнет арбузом. При первой встрече с ним. Необъяснимо! Если оторваться от гурманской темы, мне понравился запах леса в Эстонии, там мох и вереск. Он пахнет после дождливой сыростью и грибами.

Какой запах действует на вас как релаксант?

Дубовые веники. Целая копна веников представляется.

Мы сегодня пробовали перекладывать музыкальные произведения на ароматы, и наоборот. Парфюмерию и музыку связывает еще кое-что: ноты. Непонятно, кто у кого позаимствовал термин, но факт остается фактом.

Ноты – это язык. Когда мы учим с детьми ноты, я говорю, что это универсальный язык, на котором говорит весь мир. Их всего семь, остальное – сочетания.

Семь. Чтобы творить, парфюмер должен знать 800 нот. Знать химию. Есть, правда, исключения, но они лишь подтверждают правило. Например, Джулиан Бедель, основатель Fueguia 1833 Patagonia. Он не химик и не парфюмер, но создает великолепные ароматы. Не без помощи команды профессионалов конечно.

Значит, он как композитор, сразу слышит, как должно звучать произведение.



Бывает, он в самолете придумывает аромат, приезжает в лабораторию и ваяет, пока у него не получится то, чего он хотел добиться. Он гений. Самоучка. Если бы у вас была возможность побыть парфюмером, и перед вами стояла задача создать аромат под названием «Джаз», какие ноты вы бы положили в его основу?

Почему-то приходит в голову композиция Майлза Дэвиса Blue in Green. Майлз Дэвис – человек-новатор, который кардинально менял вектор развития джаза в 60-70-х годах 21 столетия. Он постоянно искал что-то новое. Blue in Green – удивительная композиция, от нее веет спокойствием, трансцендентной тоской.

Blue – это небо, свежесть, green – деревья, фрукты, он может быть таким, наш воображаемый джазовый аромат?

Нет, надо красного добавить. Но в любом случае это ассоциации с одним произведением, а надо целый джаз отразить. Это требует исследования. Это сложный вопрос, Георгий!

Вы ждали простых вопросов? Это было бы неинтересно. Возможно, нам стоит оттолкнуться от места или материалов?

Тогда нам необходимы: медь, дерево, алкоголь, табак, кожа. Эти запахи, пожалуй, могли бы отразить сущность джаза.

Металл очень сложно передаваем в ароматах, медь – очень редкий компонент. Сложно этот запах воспроизвести.

Почему?

Вот из магнолии можно получить экстракт, а из меди ничего не получишь, даже разделив медные стружки на составляющие.

Интересно!



Оксана, у вас есть любимый город?

Если нужно выбрать один, то Лиссабон.

Чем он пахнет для вас?

Камнем, трамваем, брусчаткой, морепродуктами, сладостями.

Чем пахнут трамваи?

Металлом, шпалами, их же пропитывают специально. Со шпалами вообще столько ассоциаций. Поезда, путешествия, дальняя дорога.

А океаном Лиссабон не пахнет?

Для меня Лиссабон прежде всего – это улицы, строения, люди, они другие, такие интересные, язык похож на русский, мне кажется, такой же мягкий и шипящий. Ах это «obrigado»!

Отправляясь в йога-ретриты, вы берете с собой любимую косметику и духи, или важно состояние «с чистого листа»?

Это отрыв от действительности, там ничего этого не нужно. Моноароматы там встречаются в естественной природе. Тело оказывается в таких условиях, когда может открыться. Связь с природой уникальная.

Для вас важно, что думают близкие и окружающие о вашем парфюме?

Обычно я выбираю аромат для себя, не для других. Но с «Фруктовым лесом» от Montale вышла интересная история. Я нанесла его, пришла домой, и мой муж Артем очень однозначно высказался, что аромат ему неприятен, попросил больше не использовать его. Прошел год. Я снова вернулась к этому аромату, и этой зимой супруг сменил гнев на милость, что-то изменилось. Перемены в предпочтениях возможны конечно. Во время беременности я это прочувствовала. Кажется, ребенок сам выбирает, полезно или неполезно, что ты ешь, нюхаешь, делаешь. В итоге остается самая простая еда, натуральные запахи. Это был очень волшебный период в моей жизни, беременность. А как пахнет новорожденный ребенок! Мне было девять, когда родилась младшая сестра. Я ее укачивала и все время нюхала ее макушку, такой запах чудесный.



Многие обсуждают влияние ароматов на противоположный пол, афродизиаки. Как вы считаете, может ли аромат влиять на привлекательность, или дело в поведении человека, уверенного в своей сексуальности?

Думаю, аромат влияет. В сочетании с кожей парфюм играет необыкновенными оттенками. Но опыта использования духов-афродизиаков у меня нет. Кстати о противоположном поле, мужчины ни разу не говорили мне, что я приятно пахну. Женщины – говорили.

Сказать женщине, что она приятно пахнет – очень смело, на мой взгляд. Особенно если супруг рядом. Вообще ароматы интимная штука. Вы с готовностью делитесь своими парфюмерными находками? Отвечаете, если спрашивают, какой аромат на вас?

Я много раз открывала этот «секрет». Моя коллега, пианистка, очень любит парфюмерию и всегда живо интересуется ароматами, она всегда отмечает интересные нотки. С такими людьми приятно делиться своими находками, обсуждать их.

Вы помните свои первые духи? Это был ваш или мамин аромат?

Мамин. Climat в синей коробочке. Еще был Opium от Yves Saint Laurent, но он был такой жесткий, что пугал. Climat я пользовалась, но они почему-то очень быстро портились.

Потому что это были духи без спрея, с притертой крышечкой. Из-за этого они быстро окислялись на воздухе, превращаясь в набор масел. Какой первый аромат вы выбрали самостоятельно, для себя?

L’Eau Par Kenzo, с красным цветочком на флаконе. Купила его в 16 лет. Потом мне нравился потрясающий аромат Thierry Mugler Angel, в форме звезды. Помню, мы с мамой попали в Париж первый раз, и загорелись идеей купить какой-нибудь интересный парфюм. Кажется, в том году появился Coco Mademoiselle, от Chanel, и весь Париж благоухал им. Мы конечно купили. Chanel №5 не нравился мне продолжительное время, а потом открылся с новой стороны.

Да, раньше ароматы Chanel были очень стойкими, сейчас компоненты перестали быть натуральными. Было время, когда французские аристократы состязались в дальности шлейфов своих ароматов. Чей аромат дальше слышно.



Меня всегда интересовал вопрос, как правильно говорить: слышать, нюхать, чувствовать?

Я почти всегда употребляю слово «чувствовать». Это более объемно. Но можно и нюхать, и слышать. Нюхать – кому-то не нравится слово, но оно правильное по сути. И предпоследний вопрос. Чем пахнет ваш дом?

Деревом, собаками, свежевыстиранным бельем, травой какой-то периодически. Но не цветами, травянисто-фруктовые ноты свежести присутствуют.

Вы проходили актерские тренинги у Александра Дзюбы. Вы могли бы сыграть аромат «Фруктовый лес»? Аромат вообще можно сыграть?

Все можно сыграть. «Фруктовый лес» – это взрыв, не жанр, а скорее движение, импровизация. Я сейчас его нанесу и все скажу. (Пробует аромат)
Поняла! В тренинге Александра Дзюбы есть упражнение «Рыбки». Все сидят в кругу. Один человек под музыку задает движение. Таким образом он сообщает импульс другому. Никогда не знаешь, кто будет следующим. Потом первый отходит в сторону, а второй продолжает движение. Так, «Фруктовый лес» может быть чем угодно. Он настолько мой. Он задает тон, дает импульс, неважно какой. Здорово то, что я готова среагировать.

Наверх